Формула движения: 4х4

Daniel Dolmazian

New member
НАЗЫВАЙТЕ ЕГО JEEP Off road в русском переводе звучащее как внедорожник синонимично родному вездеход, но в нашем языке, отражающем в определениях отличия вобщем-то сходных вещей, эти понятия немного разделяет. Вездеходом у нас зовется вообще машина, способная преодолевать буераки, болотины и прочие радости движения по направлению. Это может быть и ракетный тягач. Внедорожник же ассоциируется прежде всего с малым вездеходом - джипом. Давшая нарицательное имя целому классу машин марка Джип, однако не первый легкий вездеход. До него уже существовали выпускавшиеся малыми сериями командирские полноприводники: японский Куроган (1935 г.), немецкий средний внедорожный автомобиль Хорьх-91 (1937 г.), и русский М-61 на базе Эмки (1939 г.). А вот Army Utility Technical Committee (техническому комитету армии США) принадлежит идея создания небольшого полноприводного автомобиля, способного заменить лошадей и мулов. Разработка новой машины была поручена инженерам Роберту Брауну и Гарольду Кристу совместно с двумя фирмами - American Bantam, небольшой автомобильной фирмой, и Spicer Manufacturing, изготовителем ведущих мостов для грузовиков. 23 сентября 1940 года первый образец утилитарного полноприводного автомобиля Bantam-1 был готов. Он выполнял все, что требовали от него военные заказчики: уверенно двигался по грунтовым дорогам и без них, успешно преодолевал грязное бездорожье и влезал на крутые склоны. Мало того, два-три человека могли вытащить его в случае застревания. И Bantam получила добро на изготовление еще семидесяти автомобилей для проведения дополнительных испытаний. Однако в больших сериях маленькая фирма Bantam производить машину не могла. Тогда под нажимом военных к работе по созданию легкого вездехода были подключены солидные фирмы Willys и Ford, и надо сказать, не безуспешно. Плодами совместных усилий был запущен в серию Bantam-4 BRC, а в декабре 1941 года и усовершенствованный Willys MB - его стали выпускать по 75 машин в день. И с начала 1942 года начался выпуск этого же автомобиля в таком же количестве и на заводе Ford, до этого собиравшего свою версию - Ford GP (general perpouse – общего назначения). В итоге за время войны были выпущены чуть больше 659 тыс. автомобилей Willys MB и Ford, и всего лишь около 3 тысяч Bantam-4 BRC. Ну, а знаменитое Jeep – не что иное, как произношение аббревиатуры GP (Джи Пи). В марте 1941 года на одной из армейских презентаций, журналистка газеты Washington Daily News, Кэтрин Хиллер, на свой вопрос - как же все-таки называть этот автомобиль? - получила ответ не пожелавшего заморачиваться офицера - Называйте его Jeep
 


СЕКРЕТЫ ЦИФРЫ ЧЕТЫРЕ Начав путь с полноприводной схемы 4Х4, внедорожники постепенно освоили и формулу 4WD. И начались споры, какая же из них лучше. Принципиальным отличием 4Х4 и 4WD является возможность (во втором случае) или невозможность отключения одного из мостов и перехода на схему 4Х2 – передне- или заднеприводную. Собственно, появление 4WD стало результатом конверсии сугубо военных джипов. Автомобили с высокой живучестью и проходимостью стали пользоваться популярностью в хозяйстве. Для гражданских целей оказалось выгодным иметь возможность отключать вездеходную функцию. Это и удешевило конструкцию, и сэкономило ГСМ при эксплуатации. Плюс снизило уровень шумов и вибраций, повышая комфортность езды. Однако, появились и неприятные стороны: так, чаще всего при движении по сухой твердой дороге отключение второго моста стало обязательным условием. Его невыполнение не только изнашивает механизмы приводов, но и отрицательно сказывается на управляемости автомобиля, что уже становится опасным для забывчивых или просто несведущих водителей. Если Ваша жена в Isuzu Rodeo с системой 4WD part-time включит передний мост, думая, что это ей поможет во время дождя, она может попасть в серьезную аварию. Буквальный перевод термина part-time означает - частичное время, что означает: полный привод можно включать только кратковременно (), на скользкой, мокрой поверхности. Иначе Вы повредите всю трансмиссию по причине отсутствия в таких системах межосевого дифференциала. Однако сказанное не означает, что внедорожники с формулой 4WD убоги. Просто надо учитывать сказанное в Инструкции по эксплуатации. К тому же существует и система 4WD full-time. В переводе full-time - полное время, то есть нам сообщают, что полный привод можно держать включенным постоянно, т.е. без ограничений. Правда, многие из систем полного привода, именующие себя системами full-time, в действительности являются системами part-time, но автоматизированными. Понятно, что такой вариант для забывчивых всё равно хорош, но отданное автоматике решение не устроит настоящего джипера. А еще существет система оn demand, при наличии которой автомобиль едет в режиме заднего привода, пока задние колеса не начинают проскальзывать. В этом случае система подключает передний мост и передает на него часть крутящего момента. Считается, что это хорошие системы для снега. Это низкозатратный путь получить полноприводную систему, которую производитель может называть системой full-time. На самом деле такие системы называются оn demand, что в буквальном переводе означает по требованию, т.е. второй мост подключается по мере необходимости. Момент необходимости определяет, естественно, автоматика, а не водитель. И часто с опозданием. Но в определенных случаях, когда машина приобретается за подходящий цвет, например, это очень неплохой вариант.
 
ДВА ОТВЕТА В целом можно говорить о том, что внедорожники с формулой 4WD как правило более комфортны, нежели классические полноприводники 4Х4, сохраняющие агрессивные черты военных предтеч и во внешнем виде, и в некотором аскетизме обустройства. Впрочем, этот аскетизм может стоить намного дороже иной роскоши. Следует также учитывать, что, подминая асфальт обоими постоянно включенными мостами, владелец зазря тратит жидкие углеводороды, садя из пушки по воробушкам. Однако, может статься и так, как сказал герой одной публикации в уважаемом издании: понты дороже. И, в конце концов, как уже говорилось, данная причина джиперства может оказаться весьма существенной. А вот преимущества постоянного полного привода - стабильные характеристики управляемости автомобиля, возможность использования нижнего ряда раздаточной коробки без блокировки, а следовательно, на любых дорогах без ограничения по сцеплению. Еще один предмет спора джиперов, считать ли внедорожниками автомобили с автоматической коробкой передач, пусть и имеющими полноприводную схему? Как и в случае использования системы оn demand, АКПП принимает решение за человека. Ответ на поставленный вопрос находится в связи с другим: а кто управляет машиной? Если водитель – человек искушенный, то такого рода автоматика ему только мешает использовать возможности техники. Ведь подчас необходимо предпринимать нелогичные с точки зрения раз и навсегда зашитого алгоритма действия, особенно вне асфальтовой области. Более того, мы бы не советовали надеяться на автоматику при попытках покорить обочины и расположенные за ними пространства. Равно как последствия природных катаклизмов: январские снегопады в Самарском регионе богато проиллюстрировали эту идею. Но если возня с рычагами для водителя лишь ненужное отвлечение от процесса руления, тогда АКПП остается единственным средством обеспечить передвижение по курсу с приемлемой скоростью. И, строго говоря, даже паркетником такой аппарат назвать сложно. Однако, придется – ведь заменив всего лишь один узел, мы получим автомобиль, способный по ходовым качествам преодолевать недоступные легковушкам препятствия. Таким образом, развитие мировой внедорожной мысли родило как минимум 2 направления в создании полноприводных автомобилей, и какое кому по душе – дело личное. Главное, что большие машины могут реализовать огромный спектр наших желаний: от единоборства с дикой природой до комфортного катания по городу. И всегда помогут самоутверждению, что само по себе немало.
 
ВЫБИРАЮ ВЕЗДЕХОД Почему мы выбираем внедорожник? Ведь с точки зрения экономичности легковушки выигрывают сравнение с прожорливыми вездеходами. Да и уровень комфорта в седанах и универсалах, как правило, выше. Но есть три критерия, по которым равных большм машинам нет. Первый из них, конечно, способность двигаться вне асфальтовых полос. А с учетом российской специфики, и наличие асфальта отнюдь не исключает ни ям, ни бугров, ни вдавленных в покрытие колей. И рельсы, железнодорожные и трамвайные, затейливо расположенные вдоль и поперек наших улиц. И модные ныне лежачие полицейские, что вздыблены на высоты, трудно преодолимые стандартно невысокими иностранками. И открытые люки, жадно раззявившие пасти в ожидании миниатюрных колес заблудших на наши улицы гольфов и им подобных. А еще канавы, кирпичи, лужи по полметра… И снег. Поскольку страна наша, как говаривал М. Жванецкий, в основном – северная, снегопады в ней случаются настолько скоропостижно, что убирать сугробы с дорог и во дворах мгновенно не получается. Да и асфальт в городах не повсюду, и эта очевидность обнажается ежегодно с приходом весны, напоминая о себе после дождей или прорывов водоносных труб. В таких условиях малая чувствительность к дорожным препятствиям подвески, высокий клиринг вездеходов, несомненно, превозносят их над прочим индивидуальным транспортом, позволяя владельцам с высокой вероятностью рассчитывать на достижение точки Б, отправляясь из точки А. Если же цель маршрута расположена на природе или в селе, внедорожник часто остается единственным средством до нее доехать, а не дойти. Второй плюс больших машин - в их способности принять на борт если не больший вес, то значительно больший объем полезного груза. В том числе высокого роста, который волей конструкторов малолитражек начинается где-то от метр восемьдесят. Неэстетичные приседания при посадке с последующим выкарабкиванием к свету выглядят, гм, менее солидно, чем восшествие и спуск посредством ступеней порогов вездехода. И головные уборы не надо двусмысленно снимать перед посадкой, дабы не плющить их затылком о потолок салона. Тут мы подходим к третьему аргументу за внедорожник. Психологи выделили особый круг пользователей внедорожников. Это категория людей, которая на своих, даже самых крутых, джипах никогда не съезжала и не собирается съезжать с твердых дорог. Это даже не те люди, которых в первую очередь интересует тяга, причем на твердых дорогах, чтобы таскать тяжелые прицепы, транспортировать яхты и катера. Это - асфальтовые джиперы. Итак, только одна посадка уже вызывает чувство, что ты отличаешься от водителя обычных легковых машин. Гораздо лучший обзор вперед и по сторонам, да еще сверху вниз, сам по себе вселяет достаточную уверенность. Можно в буквальном смысле возвыситься над суетой городского движения и чувствовать себя в джипе достаточно спокойно, извлекая при этом еще и непосредственную выгоду из того факта, что немногие рискнут связываться с дюжим внедорожником. И еще один мотив, в котором обычно владельцы паркетников могут и себе не признаваться. Это возможность с помощью автомобиля продемонстрировать свой жизненный стиль. Некоторые не считают разумным тратить деньги на то, чтобы высокой ценой и престижной моделью утвердиться среди автомобилистов, и они выбирают другой вариант – внедорожник. Оправданно, между прочим.
 

Сверху